Эта ситуация знакома многим мотоциклистам: двигатель, только что работавший нормально, неожиданно перестает "тянуть", не заводится, а то и глохнет на ходу. Наиболее частая причина таких перебоев-нарушение регулировки угла опережения зажигания.
Порядок его установки несложен. Требуется выставить поршень в определенное положение (обычно за 3-4 мм до верхней мертвой точки), а затем, поворачивая плату прерывателя, найти её положение, соответствующее моменту размыкания контактов. Для этого обычно пользуются штангенциркулем с глубинометром или специальными индикаторами с точными измерительными головками. Однако есть они далеко не у всех. Кроме того, конструкция некоторых машин не позволяет воспользоваться ими без частичной разборки: снятия бензобака, головки цилиндра и других деталей.
Предполагаемое приспособление позволит быстро и точно установить и зафиксировать поршень в требуемом для регулировки положении. Индикатор имеет небольшие размеры и прост в изготовлении. В его цилиндрическом корпусе, выточенном из стального шестигранного прутка, установлен подпружиненный шток. С одной его стороны выполнена резьба М14 х 1,25, а с другой - М8. крышка корпуса с внутренней резьбой М8 служит верхней направляющей штока, упором пружине и опорой для пластинчатого кронштейна - стальной Г-образной пластины, поддерживающей упорный винт с контргайкой. Щуп, с помощью которого задается необходимое опережение, изготовлен из стальной пластинки. 
Рисунок 1. 1 - корпус. 2 - пружина. 3 - крышка. 4 - кронштейн. 5 - шток. 6 - упорный винт. 7 - контрогайка Для регулировки угла опережения зажигания вверните индикатор вместо свечи. Вращая по ходу коленчатый вал, подведите поршень в положение ВМТ. Ее нетрудно определить по максимальному вылету штока. В этом положении заверните до упора в него винт индикатора, законтрите гайкой. Затем слегка поверните коленчатый вал в обратном направлении, введите в зазор между штоком и винтом щуп и вновь поднимите поршень до упора. 
Момент размыкания контактов наиболее точно определяется с помощью контрольной лампы. При батарейной системе зажигания она работает от бортового аккумулятора; для двухконтактных двигателей с генераторным питанием ей потребуется свой источник питания - батарейка. Но мне кажется, что еще более удобен звуковой индикатор. При его использовании вам не придется держать в поле зрения и поворачиваемую плату прерывателя, и контрольную лампу. А сделать такой прибор по силам даже малоопытному радиолюбителю. Не имеющий хрупкой и ненадежной лампы накаливания звуковой пробник пригодится и в дороге - для быстрого обнаружения неисправности в электрооборудовании, и дома - для прозванивания различных электроцепей. |